Хакатоны: в каких участвовать и как готовиться

Хакатоны — командные соревнования IT-специалистов для создания инноваций — очень популярны. Каждый месяц проходит несколько таких мероприятий разного масштаба. Особенно выгодно принимать в них участие специалистам уровня Junior или Middle: это возможность получить дополнительную практику, которая пригодится при прохождении собеседований, шанс завести полезные знакомства, выиграть мерч или ценные призы. Зачем их проводят, как выбрать мероприятие подходящего уровня и подготовиться к нему? Рассказываем далее.

Как и зачем проводят хакатоны

Как правило, хакатон длится 48 часов — начинается вечером в пятницу и заканчивается вечером в воскресенье. Но бывают мероприятия длиною в несколько часов или суток. Раньше большинство хакатонов проводилось офлайн, теперь многие переместились в онлайн, и участники могут посетить большее число состязаний.
Организаторами хакатонов являются крупные игроки рынка. Формат подобных ивентов может быть корпоративным — только для сотрудников и стажеров, — или публичным. Так, Microsoft, Google, Spotify, Яндекс, Тинькофф, Росатом, Альфа-Банк и другие корпорации регулярно проводят хакатоны или выступают в роли их спонсоров. Например, внутренний впервые полностью виртуальный Microsoft Hackathon 2020 выиграла команда, создавшая настраиваемый цифровой помощник, машинное обучение которого не требует доступа к большим данным. А в открытом хакатоне от РЖД и Yandex.Cloud в 2020 году победил проект программы, которая в онлайн-режиме планирует работу локомотивных бригад относительно графика движения поездов.
Обычно участникам предлагается разработать приложение, сервис, продукт или создать целый IT-стартап. Например, командам-участницам INNOHACK 2.0 от компании Иннотех нужно было разработать геймифицированное приложение для обучения сотрудников. Одной из задач «ЭльдоCode» от Эльдорадо было проектирование цифрового помощника по актуализации ценников. А на одном из треков на треке Первого экосистемного хакатона SberCode от Сбера разрабатывали мобильное приложение для мониторинга использования ресурсов облачной платформы SberCloud.Advanced клиентами компании.

К тому же появляется все больше хакатонов, задачи которых направлены на интеграцию бизнес-процессов, логистики, социальной сферы и цифровых технологий. Например, тема седьмого Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» была «Транспорт и логистика»: участники решали data-кейс, посвященный расстановке самолетов в аэропорту Шереметьево, разбирались с проблемой пробок в Москве и разрабатывали приложение для планирования самостоятельного путешествия по России. А на хакатоне «Цифровой форсаж атомных городов» от Русатома разработчики работали над созданием сервиса для автоматического поиска данных о существующих образовательных организациях в определенном регионе.
События такого формата позволяют компаниям привлечь к себе внимание и найти новых талантливых сотрудников. Работодатель может увидеть и проанализировать работу участников при решении поставленных задач, их мотивацию и предложить сотрудничество наиболее интересным специалистам или целым командам.

Анжелика Шабалина, консультант GlobalCareer: «Клиенты хорошо относятся к кандидатам, принимающим участие в хакатонах. Такой бэкграунд демонстрирует проактивность, его заинтересованность в программировании. Также показывает, что специалист стремится усовершенствовать свои знания и навыки. Время на таких конкурсах ограничено, а задания достаточно сложные, требующие отличной подготовки. И если соискателю нравится находить для них решения и он делает это хорошо, занимал призовые места, то значит кандидат обладает высоким уровнем подготовки и мотивации. Компании заинтересованы в таких сотрудниках».

Почему на хакатонах генерят эффективные решения

Конечно, не все идеи, предлагаемые и разрабатываемые на хакатонах успешны, но часть из них вырастает в сильные самостоятельные проекты потому что:

  • нет рамок: участники не работают по привычным схемам, условия их работы не такие, как в реальной жизни, поэтому приходится придумывать новое, действовать не как всегда;
  • нет утверждения и согласования: чтобы внести изменение в существующий или создать новый продукт, не нужно одобрение руководства, полная свобода (в рамках требований организаторов) в выборе инструментов, шаблонов, сценариев;
  • каждый важен: идеи и работа всех участников ценны, каждый несет ответственность за результат и влияет на него;
  • сжатые сроки: время очень ограничено, участники активизируются, выбирают самые эффективные решения и способы взаимодействия;
  • соревновательный дух: хакатон — это состязание, в котором есть победитель и награда, а конкуренция и призы очень мотивируют на создание идей, которые отличаются от других, выделяются на общем фоне.

Хакатоны — отличная среда для проверки своих возможностей. Шанс прокачаться в экспресс-режиме, поработать в команде с разными специалистами, выйти из привычной для себя роли, начать смотреть шире, научиться мыслить как предприниматель.

Крупные хакатоны в России и мире

Хакатоны можно разделить на международные и национальные. Вот, самые крупные из них:

  • AngelHack (Сан-Франциско, Калифорния, США): большой международный хакатон, проводящийся с 2011 года, разросшийся в сообщество разработчиков. Участники мероприятия в течение 36 часов соревнуются в запуске нового программного обеспечения. К тому же в состязании всегда есть нетехническая тема, которая вдохновляет и мотивирует мыслить нестандартно.
  • Startup Weekend (Колорадо, США): масштабный ивент, проводимый в более чем 200 странах. Участникам необходимо за 54 часа придумать идею ИТ-продукта, создать его прототип, разработать маркетинговый план. В команде может быть от трех до семи человек, к работе над проектом допускают только 10 лучших команд, презентации которых в начале хакатона были наиболее интересными для аудитории.
  • TechCrunch (Сан-Франциско, Калифорния, США): вообще, TechCrunch это крупнейшее веб-издание о стартапах, интернет-бизнесе, инновациях и веб-сайтах. Но периодически оно проводит хакатоны под задачи партнеров.
  • Junction (Хельсинки, Финляндия): крупнейший европейский 48-часовой хакатон, на котором разработчики, дизайнеры и предприниматели со всего мира ищут решения реальных задач для местных и международных компаний. Например, в 2020 году победителем стал проект Saavi, посвященный финансам. Команда представила мобильное решение для банков, которое помогает их клиентам понять уровень «финансового здоровья», анализируя расходы с помощью машинного обучения.
  • Major League Hacking (Манхэттен, Нью-Йорк, США): официальная студенческая лига хакатонов. Ежегодно компания проводит более 200 соревнований, в которых принимает участие более 65 000 студентов по всему миру.
  • Цифровой прорыв (Россия): серия хакатонов по всей стране. Проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Участники решают реальные IT-задачи от бизнеса и государства. На сайте проекта можно посмотреть расписание предстоящих соревнований и кейсы прошлых ивентов.
  • Хакатоны и лекции по AI (Россия): самый масштабный конкурс в России. Проект реализуется по поручению Министерства экономического развития РФ в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках проекта запланировано 116 хакатонов, задействованы все регионы России. Призовой фонд – 4 млн рублей.
За актуальным расписанием хакатонов в России можно следить на сайте хакатон-сообщества СНГ Russian Hackers , сайте проекта Ассоциации Акселераторов и Бизнес-инкубаторов хакатоны.рф и на площадке РУССОФТа IT-EVENTS .

Лайфхаки по подготовке к хакатону

Чем лучше вы подготовитесь к хакатону, тем более высокого результата сможете добиться. Вот несколько пунктов, которые помогут в этом:

  • Особое внимание уделите составу команды. Отлично, если у вас есть единомышленники, с которыми вы прошли уже не одно состязание. Проверьте все ли специалисты, необходимые для решения заявленных организаторами задач, у вас есть. Если кого-то не хватает, поищите среди друзей, коллег, друзей друзей. Посмотрите игроков-одиночек в группе предстоящего мероприятия. Если вы сам одиночка, сделайте пост в своих соцсетях, что планируете участвовать и вам нужна команда, напишите в группе хакатона о себе: будет достаточно имени, нескольких слов о скилах и опыте.
  • Заранее обсудите с командой расписание работы. Кто будет следить за общим ходом работы и временем, когда будут внутренние чек-поинты?
  • Договоритесь до начала мероприятия, как будут приниматься решения. Время на хакатоне ценный ресурс, не стоит тратить его на споры. Общее голосование обычно работает эффективнее всего.
  • Перед тем как приступить к работе, еще раз обсудите с командой верно ли все понимают идею и свою часть работы.
  • Если видите, что у коллеги по команде возникают трудности, спросите не нужна ли помощь, и не стесняйтесь просить ее сами. Да, многие из нас могут самостоятельно все решить, но сколько времени потребуется, чтобы разобраться с возникшими сложностями? На хакатонах всегда есть менторы и эксперты, к которым можно обратиться с вопросами, пользуйтесь этой возможностью.
  • Помните про нетворкинг. У вас есть коллеги, друзья и знакомые, среди них могут быть специалисты, чья консультация вам может пригодиться. Или вы знаете представителя целевой аудитории продукта, который разрабатываете? Возможно, разговор с таким человеком поможет найти верное решение или улучшить то, которое выбрала команда.
  • Продумайте презентацию проекта: определитесь со спикером, сосредоточьтесь на бизнес-выгодах вашего решения, обсудите возможные вопросы от жюри и возможные ответы. Не сильно углубляйтесь в технические подробности, но скажите, сколько денег ваше решение сэкономит заказчику, какую прибыль может принести.
  • Отдыхайте, давайте друг другу передышки, особенно если хакатон предстоит длинный. И обязательно выспитесь перед его началом.

Хакатоны — это драйв, прокачка скилов, новый опыт и знакомства. Выбирайте интересные для себя мероприятия и участвуйте, повышая уровень и нарабатывая нетворкинг. Желаем удачи!

Необходима консультация?

Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

    Read more

    Ваша заявка успешно отправлена.

    Спасибо! Письмо с ответом будет отправлено вам на почту в ближайшее время

    Произошла ошибка.

    Пожалуйста, повторите попытку позже, или свяжитесь с нами по телефону +7 495 967-80-30 или по электронной почте info_GC@IBS.RU